Авторский педагогический сайт Штулберг Н.В.
Практическая педагогика
Главная

Статьи

История

Нем. яз.

Обществознание

Мероприятия

Галерея

Гостевая

Почта


Найти: на:

Тема: "Права потребителей"
Цель:   разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты.

Основные понятия:   потребители, защита прав потребителя.

Оборудование:   дополнительная литература: "Потребитель в законе", "Защита прав потребителя" и др.; раздаточный материал; компьютер с предустановленной системой для просмотра экранных приложений (в оригинальном формате использовалась ОС Windows Vista, ПО - MS PowerPoint 2007, но просмотр возможен и варианта для Windows 98/XP с ранними версиями MS PowerPoint); презентационный материал на CD.

Скачать презентации в архиве RAR (4.8 Mb)

Ход занятия:
I. Организация учащихся на работу.
II. Знакомство с новой темой.

Кто такой потребитель?

Как вы себе его представляете?

На отдельных листках учащиеся в течение 2-3 минут пишут свои варианты ответов, объединившись в пары, затем каждая пара зачитывает свои ответы. После обсуждения выводятся слайды1-3, на котором записаны термины. Учащиеся заносят их в словарики.

Потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, работы, услуги для личных целей.

Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, производящие товары.

Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, оказывающие услуги.

Продавец - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи.

Стандарт - Государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара, работы или услуги обязательным требованиям стандарта.

Лекция
"История потребительского законодательства".

Знакомство с четырьмя основными правами потребителей, которые сформулировал президент США Джон Кеннеди в 1962 году, выступая перед Конгрессом. Это право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным.

Еще четыре права потребителей вошли в социальный документ ООН в 1985 году. Это право на компенсацию причиненного ущерба, на просвещение, на здоровую окружающую среду и на удовлетворение базовых потребностей человека.

Каков же процесс создания российского потребительского законодательства?

В 1992 году был принят Закон "О защите прав потребителей". Интересно, что во время голосования один из депутатов сказал:

- Этот закон - мечта, но он никогда не будет действовать.

К счастью, слова этого депутата не оправдались. В довольно короткие сроки закон стал реально работать, сделался действенным средством защиты интересов потребителей. В 1996 году была принята его новая редакция.

Это основной правовой акт, стоящий на страже законных интересов потребителей. Он должен стать настольной книгой каждого гражданина. Существуют и другие законы в этой области. Например, Гражданский кодекс, Закон о сертификации, Закон о рекламе, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Они также призваны обеспечивать справедливость в потребительских отношениях.

Закон "О защите прав потребителей" достаточно строг, он возлагает на продавцов и исполнителей значительную меру ответственности.

В настоящее время это оправдано: ведь, если в других странах отношения между продавцом и потребителем регулируются и этническими нормами, и нормами морали, и традициями, и обычаями, то у нас пока нет таких традиций. Приходится компенсировать их отсутствие суровостью закона. Торговые и прочие фирмы опасаются быть неуважительными к клиенту; в противном случае их репутация окажется подорванной, в результате чего они вряд ли удержатся на рынке.

Слайд 4 с вопросом:

  • Почему существует специальный закон, защищающий интересы потребителей, но нет закона, защищающего права исполнителей, изготовителей, продавцов?


  • Выслушиваются ответы учащихся. В результате обсуждения учащиеся должны придти к выводу:

    Потребитель почти всегда одинок и непрофессионален. На рынке ему противостоят мощные организации: армии юристов, экспертов, психологов по маркетингу, товароведы, "рекламщики"… Рынок создает ситуацию неравных возможностей, с одной стороны - потребителей, а с другой - изготовителей, продавцов.

    Чтобы уравновесить ситуацию в этой области, в большинстве стран мира государство берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства.

    Каждому ученику раздается текст на специальных карточках.

    Задание:
  • Найдите в тексте сведения, которые вы уже знали, и отметьте их знаком "галочка", о чем думали иначе - "минусом"; то, что совершенно открыли новое - "плюсом"; то, о чем хотели бы узнать больше, - знаком "знак вопроса".


  • Образец раздаточного материала:

    Согласно Закону, потребитель имеет право на:
  • Безопасность товара (работ, услуг);
  • Предупреждение о сроке службы (годности) товара (результата работы);
  • Заведомую осведомленность об особых правилах хранения, транспортировки, эксплуатации, утилизации товаров (работ, услуг) с целью безопасного их использования;
  • Свободный выбор товаров (работ, услуг), т.е. покупку товара без "нагрузки".


  • Потребитель также имеет право:
  • Возвратить товар с недостатком;
  • Требовать, чтобы режим работы продавца (исполнителя работ, услуг) соответствовал объявленному;
  • На обмен товара надлежащего качества, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, либо по иным причинам не может быть использован по назначению.


  • Помимо названного, потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах), которая должна содержать:
  • Правила выполнения работ, оказания услуг;
  • Адрес изготовителя (исполнителя, продавца);
  • Гарантийные обязательства эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • Перечень основных потребительских свойств товаров;
  • Цену и условия приобретения товаров;
  • Срок службы (годности товаров);
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров.


  • Общие правила потребителей:
  • Покупая товар, сохраняйте соответствующие документы - чеки, квитанции, договоры и т.д.;
  • В случае их отсутствия продавцы имеют право не реагировать на ваши претензии. Однако Закон предоставляет потребителю возможность предъявить показания свидетелей, что товар приобретен на данной торговой точке.


  • Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену на аналогичный товар:
  • Изделия из драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней;
  • Бельевой трикотаж для взрослых и детей;
  • Купальники, плавки, нижнее белье;
  • Ткани из всех видов волокон;
  • Белье для новорожденных;
  • Белье постельное;
  • Предметы женского туалета;
  • Чулочно-носочные изделия;
  • Предметы личной гигиены;
  • Товары бытовой химии;
  • Парфюмерно-косметические товары;
  • Штучно-текстильные изделия (скатерти, полотенца, носовые платки и т.д.).


  • Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара:
  • Мебель;
  • Электрофены, электрощипцы;
  • Электробритвы;
  • Медицинские электролефлекторы;
  • Электрогрелки, электробинты, электропледы;
  • Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и термической обработки пищи;
  • Автотранспортные средства (кроме автотранспортных средств, приобретенных инвалидами)


  • (Примечание: перечень товаров и услуг постоянно дополняется и корректируется.)


    Далее происходит разбор выполненного задания.

    Слайды 5-6: Как вести себя потребителю в случае хамства, обвеса, обсчета и т.д.?

    Прежде всего, надо сохранять спокойствие.

    Если у вас возникли претензии к продавцу, то надо вежливо указать на ошибку. Если тот не реагирует, то нужно вызвать руководителя (администратора) или пройти к нему и высказать свои претензии по поводу обслуживания, также следует поинтересоваться, где находится Книга жалоб и предложений, так как любая контролирующая организация непременно проверяет эти записи. Поинтересуйтесь, где вывешены извлечения из Закона и Правила. Покажите руководителю, какие именно статьи Закона были нарушены.

    Если руководитель не намерен удовлетворить претензии, запишите адреса и телефоны вышестоящих контролирующих организаций - они также должны быть вывешены в торговом зале или в приемной.

    Происходит обсуждение действий потребителя.

    Слайд 7: Организации, контролирующие деятельность торговой сферы и сферы услуг. Учащиеся конспектируют содержимое слайда.

    Организации, конспектирующие деятельность торговли и сферы услуг:

  • Госторгинспекция.
  • Санэпидемнадзор.
  • Отдел по защите прав потребителей при местной администрации.


  • Слайд 8: Правила обмена товаров. Учащиеся знакомятся с данными правилами, затем происходит обсуждение этих правил.
    Правила обмена товаров:
  • Товар не должен быть в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, гарантийные стикеры, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек.
  • Обмен производится не позднее 14 дней со дня покупки, дата приобретения указано в товарном чеке.
  • В случае, если продавец и его начальник откажут вам в обмене товара, то предъявляйте претензию в письменной форме. Закон обязывает потребителя обращаться с претензий только в период гарантийного срока. Гарантийный срок товара устанавливает только завод-изготовитель, но не сам магазин. Если гарантийный срок не установлен, покупатель имеет право обратиться с претензией не позднее, чем через 6 месяцев после покупки.


  • Слайды 9-10: В какие сроки обязаны заменить товар?
  • Немедленно! В некоторых случаях - не позднее двадцатидневного срока.
  • Если нет необходимого товара, то вашу претензию должны удовлетворить в течение 1 месяца и даже по просьбе выдать аналогичный товар во временное пользование до замены. Если магазин не предоставляет такой возможности, вы имеете право требовать неустойку.
  • Обычно претензию пишут в магазин и изготовителю.
  • Если вещь, которую вы купили, не работает по вашей вине, то ремонт будет произведен за ваш счет.
  • Если купленная вещь не работает из-за производственных дефектов, то вы имеете право на замену товара аналогичной марки, причем, если цена товара с момента покупки выросла, с не имеют требовать доплаты.
  • Возврат своих денег вы также вправе потребовать. Но только не той суммы, которую платили три месяца назад, при покупке данного товара, а стоимость такого же, нового изделия на момент возврата.


  • Как подавать письменную претензию?
  • Вы должны написать претензию в двух экземплярах, одну предъявить в магазине, другую оставить себе. На вашем экземпляре должна быть запись о том, кто и когда принял претензию и (желательно) печать или штамп.
  • Если сотрудники магазина отказываются принимать ваше заявление или претензию, то идите на почту и отправляйте один экземпляр на адрес магазина заказным письмом с уведомлением о доставке и описью вложения. Опись вложения - это документ, который подтвердит, что вы отправили в письме претензию в магазин такого-то числа и месяца, года. Подлинник товарного чека не прилагайте, а только его копию. Это - доказательство заключения договора купли-продажи.


  • Как проводится проверка качества товара?
  • Если у работников магазина возникли сомнения, то они могут сделать проверку в течение 20 дней с момента подачи претензии. Если выяснится, что дефект возник вследствие неправильной эксплуатации или хранения покупки, права на обмен не возникает.
  • Если вы не согласны с выводами магазина, можете потребовать в судебном порядке провести независимую экспертизу.


  • Слайд 11:
    Ваши действия после подачи претензии:
    Чаще всего, магазины предпочитают вернуть деньги. Не спешите!

    1.     Получив деньги, вы автоматически теряете право на замену товара.
    2.     Вы можете не дождаться поступления новой партии нужных изделий.
    3.     Вы не будете застрахованы от покупки бракованной вещи снова.
    4.     При новой цене вам придется заплатить именно ее, так как прежний договор купли-продажи вы уже расторгли.


    Обычно магазины идут навстречу покупателям, так как в противном случае дело передается в суд, который обязывает нерадивого продавца выплатить материальную и моральную неустойку, а также взыскивает штраф в доход государства за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. (Ну а падение репутации такого магазина и вовсе не подлежит оценочной стоимости…)

    Неустойка начисляется с того самого дня, когда вам отказали обменять товар - 1% от стоимости товара за каждый день.

    Если магазин согласится на ваши требования, сдайте товар и получите расписку от магазина о его принятии. Эта расписка является документом, который подтвердит, что магазин обменяет товар в течение 1 месяца.

    Далее учащимся раздаются образцы заполнения претензий для ознакомления. Предлагается составить по этим образцам свою претензию.

    Претензию принял

    ____________________________________
    (Ф.И.О., должность)

    "______" ___________ 20 ______ г.
    Директору магазина (полное наименование и юридический адрес продавца)

    От ____________________________________
    (указать свои Ф.И.О.)
    проживающего по адресу
    ________________________________________
    ________________________________________
    Претензия.

    "___" 20 ___ г. в Вашем магазине я купил холодильник марки _____________ стоимостью _________ рублей. в течение гарантийного срока (через ___ месяцев после покупки) холодильник вышел из строя. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", требую:
    1. Заменить неисправный холодильник на новый и исправный.
    2. В случае отсутствия в продаже аналогичного холодильника, прошу, на основании ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", предоставить мне во временное пользование другой, вплоть до замены.
    В случае отказа я оставляю за собой право обратиться в судебные органы с исковым заявлением о принудительной замене холодильника, о взыскании неустойки в размере 1% от стоимости холодильника за каждый день просрочки, а также о взыскании морального вреда, причиненного мне Вашими незаконными действиями, в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".
    В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона, я буду также просить суд взыскать с Вашего магазина штраф в доход государства в размере цены иска за несоблюдение правил добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
    О принятом решении прошу уведомить меня письменно в установленный срок.
    Приложение: копия товарного чека.

    (Дата)            (Подпись)

    III. Закрепление материала.

    1. Проводится ролевая игра. Учащиеся получают раздаточный материал со случаем Петровой Т. Петрова Т. приобрела стиральную машину, которая несколько раз ломалась; гражданка Петрова была вынуждена обращаться в ремонтную мастерскую. Однако стиральная машина все равно не работала. Петрова обратилась в магазин с просьбой заменить стиральную машину на новую, но получила отказ.

    Задание:

  • Каковы должны быть действия гражданки Петровой Т.?


  • 2. Работа в группах. Учащиеся придумывают проблемные ситуации с покупками и находят правильный выход. Лучше, если случаи будут запутанными и неоднозначными. В этом случае я сама делала поправки, усложняя предлагаемую ситуацию.

    IV. Изучение нового материала (продолжение).

    Если вы предприняли последнюю попытку отстоять свои права мирным путем, но ваши требования не были удовлетворены, не стесняйтесь подавать исковое заявление в суд. Вы можете самостоятельно написать исковое заявление или обратиться в адвокатскую контору.

    Учащимся раздается образец искового заявления и предлагается написать свое заявление по этому образцу.

    В народный суд (указать наименование судебного органа)

    Истец: (указать свои Ф.И.О., домашний адрес)

    Ответчик: (укажите полное наименование и юридический адрес магазина)

    Исковое заявление

    о замене товара с дефектами, о взыскании неустойки, о возмещении морального вреда и взыскании штрафа в доход государства.
    "___" ___________ 200 ___ г. в магазине (указать наименование и юридический адрес магазина) я приобрела холодильник марки ______________ стоимостью ______ рублей. Договор купли-продажи подтвержден товарным чеком. В период гарантийного срока холодильник вышел из строя по вине завода-изготовителя, о чем свидетельствует квитанция № ______ от _______ 20 ___ г., выданная мастерской № _________. Продавец отказался заменить мне холодильник.

    В связи с изложенным, руководствуясь статьями 13, 16, 17, 20, 21 Закона РФ "О защите прав потребителей", прошу:
    1.   (Изложение требований.)
    2.   …
    3.   …

    Приложение:
    1. товарный чек,
    2. паспорт на изделие,
    3. копия претензии, отправленной в магазин,
    4. письмо - отказ магазина,
    5. копия искового заявления для ответчика,
    6. уведомление о вручении с описью вложения.

    (Дата)            (Подпись)


    Если решение суда вас не устраивает, вы можете обжаловать его в течение 10 дней в вышестоящий судебный орган.

    В судебную коллегию
    по гражданским делам
    (указать наименование вышестоящего судебного органа)
    Истец: …

    Ответчик: …

    Кассационная жалоба.

    Решением (указать наименование судебного органа, который вынес предыдущее решение) от "___" ___________ 20 ___ г. мои требования были удовлетворены частично (или другое).
    С решением суда не согласен.
    Мотивированная кассационная жалоба будет подана после ознакомления с решением и протоколом судебного заседания.
    (Дата)            (Подпись)

    Закон "О защите прав потребителей" применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является физическое лицо. Если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются нормы общегражданского законодательства. Столь разный подход к защите прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что рядовой потребитель, как правило, не имеет профессиональной юридической поддержки и вынужден защищать свои права самостоятельно.

    Потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар, так и тот, который только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись с просьбой к продавцу показать товар и рассказать о его действии, свойствах, вы уже являетесь потребителем и попадаете в поле действия Закона. Отказ продавца может расцениваться как нарушением Закона. Также потребителем считается гражданин, которому товар был подарен.

    V. Проверка степени усвоения материала.

    Предлагаются тестовые вопросы, выполненные в приложении MS PowerPoint.

    VI. Задание на дом.
    Проецируется слайд 12:

    1. "Покупатель всегда прав". Как вы можете прокомментировать это расхожее выражение.
    2. Подготовить ответ на тему: "Культура общества и культура потребления".

    Урок разработан и проведен учителем: Штулберг Н.В.

    Технический координатор - Штулберг Райво
    sht-rajvo@yandex.ru
    Весь представленный здесь материал является интеллектуальной собственностью автора. Копирование и цитирование материала разрешается только с прямой активной ссылкой на ресурс и явным указанием авторства   ©Штулберг Н.В.
    Место для вашей кнопки ПК ностальгия DOOM ностальгия Литературное ДАО Сайт мышонка
    Сайт Тианы
    Hosted by uCoz