Авторский педагогический сайт Штулберг Н.В.
Практическая педагогика
Главная

Статьи

История

Нем. яз.

Обществознание

Мероприятия

Галерея

Гостевая

Почта


Найти: на:

Интегрированный урок по истории и обществознанию 9 кл., подготовленный и проведенный учителем Ольховской школы Штулберг Н.В. (История + обществознание + МХК + краеведение)
Тема: "Духовная жизнь новой России, или на пути к религиозной толерантности".

Урок является интегрированным по курсу истории России, всеобщей истории, истории села Ольхи (краеведение), курса обществознания и МХК.

Важно отметить, что необходимо опираться в первую очередь на личный опыт и знания учащихся, без чего невозможно глубокое проникновение ученика в тему, следовательно, ее осознания. Также учитель должен быть готов дополнить примеры и мнения учащихся своими примерами, фактическим материалом и иллюстрациями (насколько последнее возможно).

Урок проводится как традиционными методами, с привлечением визуального и слухового ряда, так и активными. Например, рассказ учителя чередуется с групповой работой учащихся, групповая работа, в свою очередь, - с индивидуальной самостоятельной и так далее. Немаловажной задачей этого урока (как, впрочем, и всех уроков) является учить школьника размышлять, но размышлять не праздно, а аргументируя свои высказывания, с опорой на личный опыт и убеждения. Этому способствуют индивидуальные задания и устный опрос класса. Групповая же работа дает возможность проявить себя каждому школьнику, применяя свои знания и способности для достижения успеха всей группы. Здесь используются сильные стороны личности каждого ученика, развивается умение сотрудничать.

Цель урока:
  • Развивать у учащихся терпимое отношение и уважение к каждой религии; доказать необходимость такого отношения для нормального развития общества;
  • Развивать память, мышление и речь учащихся.


  • Для достижения этой цели мной были выделены такие задачи:
  • Повторить с учащимися основные этапы исторического развития толерантности по отношению к религии в России и во всем мире;
  • Подвести учащихся к выводу о том, что никакая религия не может быть в современном мире доминирующей;
  • Познакомить учащихся с основными проблемами духовной жизни России;
  • Познакомить учащихся с некоторыми художественными произведениями на религиозную тематику;
  • Познакомить учащихся с основными чертами различных религиозных конфессий;
  • Ввести новые основные понятия: мировоззрение, религия, религиозная вера, толерантность, религиозный культ, религиозное искусство, религиозная мораль, конфессия, религиозный экстремизм;
  • Развивать у детей умение высказывать и обосновывать свое мнение.


  • Учащиеся должны знать:
  • историю развития религиозной толерантности в обществе;
  • основные мировые религии и их отличительные черты;
  • примеры произведений искусства на религиозную тематику.


  • Учащиеся должны понимать:
  • никакая религия не может быть в современном мире доминирующей;
  • значение основных терминов, введенных на уроке;


  • Учащиеся должны уметь:
  • мотивировать свою точку зрения;
  • выделять главное в предложенном учебном тексте и находить в нем ответы на поставленные вопросы;
  • выделять общее в ряде конкретного;
  • осознанно употреблять новую терминологию при аргументации своей мысли.


  • Тип урока:
    Изучение нового материала с элементами аналитической беседы.

    Структура урока:
    Урок строится по классической схеме "Опрос - изучение нового - закрепление".

    Оборудование к уроку:
  • Учебник;
  • Видеоматериал;
  • Схемы на доске;
  • Карточки с заданиями;
  • Репродукции художественных произведений;
  • Музыкальное сопровождение;
  • CD-энциклопедия "Россия на рубеже третьего тысячелетия.


  • Ход урока:
    I. Проверка домашнего задания. Актуализация пройденного материала.
    (Учащиеся вытягивают карточки с заданиями для устного ответа. Пока они готовятся к ответу (2-3 минуты), учитель проводит беседу с классом.)

    - Как вы понимаете термин "многопартийность"?
    - Что такое "многопартийность?
    - Имеет ли референдум юридическую законодательную силу?
    - Назовите сроки правления первого Президента РФ.
    (Ответ учащихся по карточкам.)

    КАРТОЧКА 1
  • Какие были предпосылки в начале 90-х годов для принятия новой Конституции?
  • Перечислите основные точки зрения на принципы построения новой Конституции.
  • Что послужило катализатором для процесса принятия новой Конституции России в 1993 году?
  • Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, отличительные черты и положения новой Конституции РФ от Конституции СССР.


  • КАРТОЧКА 2
  • Что такое "многопартийность"? Нужна ли она в современном обществе? Почему?
  • К чему привел запрет деятельности КПСС Борисом Ельциным в сентябре 1991 года? Как вы думаете, был ли оправдан подобный шаг Президента?
  • Что вы можете сказать о Российском парламентаризме?


  • КАРТОЧКА 3
  • Какое значение для России имели выборы Президента в 1996 году?
  • Кого выдвинул Борис Ельцин в качестве своего преемника на пост Президента РФ?
  • Почему Борис Ельцин не стал выдвигать свою кандидатуру на третий срок правления?
  • Какие результаты политического развития страны в 90-е годы вы считаете наиболее важными? Почему?


  • II. Изучение нового материала.
    1. Подготовка к восприятию.
    (Поскольку у учащихся уже имеются некоторые представления о религиозных течениях, им предлагается заполнить таблицу на доске. Проводится мозговой штурм. Класс делится на группы, каждая обсуждает свою часть ответа.)
    Мировая религия Место возникновения Место наибольшего распространения Общие основные положения религии













    Вопросы классу:
    - Древнейшая из монотеистических религий возникла еще в 1 веке до нашей эры. Значит ли это, что до того человечество не знало религии?
    - В чем отличие монотеизма от политеизма?
    - Сколько лет назад родился Иисус Христос?
    - Как вы считаете, какая из религий "лучше"? Обоснуйте ответ. (Этот "провокационный вопрос" не случайно был задан в начале урока. После обсуждения ответов на него и в ходе изучения нового материала учащиеся должны подойти к выводу в конце урока, что никакая религия не может претендовать на звание "лучшей", что любое ощущение превосходства одной конфессии над другой таит в себе множество опасностей.)

    2. Работа над новым материалом.

    (Звучит музыка из песни А. Волхонского и А. Хвостенко, муз. Ф. де Милано "Город золотой.)
    Что же такое вера? Ученые и богословы определяли в каждое время по-своему, порой очень даже противоречиво. Религию связывали с понятием внутреннего долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейемахер), определяли и как "опиум для народа" и как суеверный страх перед неведомым…

    Мы не станем останавливаться на мнении просветителей, будто религия - это продукт обмана. От этого взгляда давно отказались даже сами атеисты.

    (Словарная работа. Атеист.)

    На особенности верования в значительной степени влияют как географические, так и исторические факторы. Может быть, именно поэтому мы имеем сейчас разнообразные религиозные течения. Но, в конце концов, мы видим, что религия стала превалировать над теми факторами, которым обязана своему возникновению. Порой религия подчиняет себе целые народы, заставляет их думать по-особому, совершать определенные поступки, не всегда на пользу себе. И все же, как мы еще сегодня убедимся, во всех религиях наблюдается поразительное сходство. Нередко народы и страны, разделенные психологическими, этническими, географическими, расовыми, историческими и прочими барьерами, имеют много общего в своих верованиях. Наблюдается и обратное: когда люди, составляющие географическое, расовое и историческое единство, разделены между собой по религиозным мотивам. И хорошо бывает, если это не мешает их внутреннему общению; часто же именно по религиозным мотивам совершаются страшные злодеяния, никакое из которых, кстати говоря, не оправдывает и не поддерживает ни одна религия.

    "Главные барьеры между народами, - пишет английский философ и историк Кристофер Даусон, - не раса, язык или география, но различие духа: эллины и варвары, язычники и иудеи, мусульмане и индуисты, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют различные концепции действительности, разная мораль, эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное прозрение пророка и мыслителя.

    Но, если интеллектуальные и духовные изменения приносят ощутимые результаты в материальной жизни народов, то чисто внешняя, материальная перемена дает ничтожный положительный результат, когда она не имеет корня в культуре и психологии. Хорошо известно, что влияние современной цивилизации на примитивные народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается процессом культурной ассимиляции, оно разрушит культуру, которую завоевало".

    - Как вы понимаете эти слова английского философа?

    Иными словами, как сказал Александр Мень, "Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само Бытие".

    (Обсуждение Статьи из Конституции РФ от 1993 года.)

    Статья 13
    1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
    2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

    Но всегда ли так было. Давайте совершим с вами небольшой экскурс в историю, посмотрим, как обстояли дела с религиозной терпимостью в разные эпохи.

    (Под музыку Enigma на доску вывешиваются плакаты с изображением улицы Древнего Рима.)

    Практически с самого возникновения первой монотеистической религии на Земле она подверглась гонению. Как вам уже известно, первые христиане в Древнем Риме преследовались крайне жестоко. Их бросали в тюрьмы, пытали, убивали на аренах гладиаторских цирков.

    Как видим, в то время ни о какой терпимости по отношению к другим религиям не могло быть и речи. Это тем удивительнее, что Александр Македонский, например, не претендовал на насаждение своей религии в завоеванных странах.

    - Почему же именно монотеистическая христианская вера подвергалась таким гонениям?

    (Учащиеся делают предположения.)

    Но, если мы прокрутим стрелки часов еще на несколько веков назад и окажемся в Древнем Египте (снова звучит музыка, на доске - характерный для Египта пейзаж), то сможем вспомнить, что был в истории этой страны один фараон, который сделал попытку привести весь египетский народ к одному единому богу.

    - Как звали этого фараона?
    - Чем закончились его попытки объединения Египта религией единобожия?
    - В чем, по вашему мнению, причины неудачи этой попытки?
    Итак, мы видим, что вряд ли только религия, а, следовательно, сугубо мировоззренческие конфликты стояли у истоков травли ранних христиан голодными львами или яростного сопротивления жрецов в эпоху Эхнатона.

    - Каковы же истинные причины?

    Перенесемся в Средние века, во времена знаменитых Крестовых походов. (Музыка.)

    - Что вы можете вспомнить об этом событии в Мировой истории?
    - Каковы были настоящие причины вторжения крестоносцев?
    - Верили ли простые люди, идущие на бой за Гроб Господень, в праведность и справедливость своих деяний? Или жаждали заполучить обещанную индульгенцию?

    (Происходит обсуждение учащимися поставленных вопросов.)
    - Постарайтесь привести примеры из истории, в которых также в качестве "яблока раздора" выступала религия.

    (Класс делится на группы для обсуждения примеров. Затем следуют ответы учащихся. Поскольку ответы в данном случае достаточно прогнозируемы, не составит особенного труда приготовить заранее плакаты или репродукции с соответствующими пейзажами или характерных видов эпох.)

    Таким образом, мы с вами убеждаемся, что на протяжении всей истории развития монотеизма человечество боролось с теми, кто "неправильно верит". Такие события, как, например, крещение Руси или возникновение раскольничества, Реформаторство в Европе, разделение самого христианства на католицизм, православие и так далее, а далее - борьба большевиков с "опиумом для народа" и воинствующий атеизм, а также ряд других событий лишний раз подтверждают, как опасно объявлять то или иное учение абсолютно верным и единственно возможным.

    Надо сказать, что подобная борьба с инакомыслием коснулась и нашего села. На занятиях краеведческого кружка я уже рассказывала об истории нашей церкви, вы и сами отыскивали материал о ней. Для тех же, кто не является членом нашего кружка или кто просто подзабыл об этом, давайте напомним историю нашей церкви.

    (Просматривается видеоматериал, записанный на занятиях школьного краеведческого кружка. Иногда можно сделать некоторые устные дополнения к рассказу, поставив воспроизведение записи на паузу.)

    Но вот мы с вами уже не раз и не два употребили слово "религия". А что же, собственно, это такое?

    (Выслушиваются варианты ответов учеников. Затем проводится словарная работа над терминами. Учащиеся делают записи в словариках.)

    Мировоззрение, религия, религиозная вера, толерантность, религиозный культ, религиозное искусство, религиозная мораль, конфессия, религиозный экстремизм.

    3. Работа с учебником.

    Прочитайте в §54 учебника Обществознания главы "Что такое религия" и "Мир религий" и попытайтесь ответить на вопросы (вопросы написаны на доске):

    - Определяет ли мировоззрение религию, или религия определяет мировоззрение?
    - Что ответил Иисус Петру на вопрос: "Сколько раз надо прощать брату моему, согрешившему против меня?" Как вы понимаете ответ Иисуса?

    (Ответы учащихся.)

    IV. Работа над новым материалом (продолжение).

    Давайте теперь прочитаем выдержки из Закона Российской Федерации.

    ИЗ ЗАКОНА РФ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" (1997)

    Из преамбулы: "Федеральное собрание РФ, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания…
    основываясь на том, что РФ является светским государством;
    признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
    уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России… принимает настоящий Федеральный закон…

    Статья 3.2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства…

    К этому закону мы еще сегодня вернемся, пока же отметим, что в Российской Федерации официально принято толерантное (терпимое) отношение ко всем религиям и религиозным течениям. Ни одна религия или течение не признается официальной (даже православие!) и не может главенствовать над прочими вероучениями.

    Но такое, казалось бы, единственно верное решение по отношению ко всем религиям в России (да и во всем мире) было не всегда. Хотя наша страна и была всегда многонациональной и многоконфессиональной, как мы уже видели, в разное время по разным причинам в ней, как, впрочем, и во всем мире, периодически вспыхивали конфликты по религиозным мотивам. Во времена главенства КПСС религиозность часто считалась чем-то почти грязным, неприличным, недостойным настоящего человека. Кризис же Коммунистической партии на рубеже 90-х годов вызвал всплеск религиозных настроений. По результатам опроса, в то время около половины россиян считали себя верующими, еще 35% колебались между верой и неверием.

    Началось возрождение традиционных религий - буддизма, ислама, иудаизма и, конечно, православия.

    По всей России началось возрождение храмов, возрос интерес к религиозной атрибутике. Мы не будет сегодня останавливаться на мистических учениях, не относящимся к религиям традиционным, хотя и шарлатанов, и новых пророков в начале 90-х было предостаточно.

    Конечно, вы знаете, что символом духовного возрождения России принято считать Храм Христа Спасителя. Он был восстановлен всего за пять лет в Москве. (Фото Храма.) Как вы, наверное, уже помните, он был построен еще в 19 веке на деньги простых миллионов людей в память о войне 1812 года.

    - Почему же решение о свободе вероисповедания и невозможности превалирования одной религии над другой, закрепленное законодательно, совсем недавно, является единственно верным?
    - Попробуйте обосновать свой ответ с социально-политической и философской точки зрения.

    Давайте вернемся к той таблице сравнения некоторых основных религий, которую вы заполнили в начале урока. Что вы можете теперь дописать в нее?

    - Подчеркнем теперь общие черты, характерные для всех этих религий. Перечислим их.

    Итак, как видно из этого, даже беглого и достаточно поверхностного, сравнения, все известные нам основные религиозные течения придерживаются и поддерживают некие общие принципы нравственности, законности и морали, которые принято называть общечеловеческими.

    - Перечислите эти принципы еще раз.

    10 ЗАПОВЕДЕЙ ЗАВЕТА

    1. Я Господь твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им.
    3. Не произноси Имя Господа твоего напрасно.
    4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а седьмой день - … Господу Богу твоему…
    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…
    6. Не убивай.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не кради.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его… ничего, что у ближнего твоего.

    Не правда ли, сам собой напрашивается вывод об общности всех религий и течений. Именно поэтому практически во всех цивилизованных странах давно приняты законы о свободе совести, убеждений и вероисповедания.

    Посмотрите несколько небольших видеороликов о каждой из основных конфессий, официально признанных в нашей стране.

    (Просмотр видеосюжетов о разных религиях России, CD-энциклопедия "Россия на рубеже третьего тысячелетия.)

    Вернемся теперь к тому закону, который мы рассмотрели немного ранее. И прочитаем в нем: "Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным законом". А как же тогда свобода верить во что угодно и без ограничений со стороны государства? Неужели тут нарушаются конституционные права верующих?

    (Ответы учащихся, обсуждение.)

    Действительно, в XX веке, как считают социологи, по причине неравенства в обществе, неуверенности в завтрашнем дне, невостребованности, нарастания общего напряжения в мире, возникло множество сект. Произошло это слово от латинского secta - отдельная часть. Христианство стали смешивать с язычеством, культами Древней Индии, Китая, астрологией, каббалистическими учениями и т.д. Нашлись всевозможные Мессии, Христосы, пророки… Каждый предрекал скорую гибель этого мира, каждый обещал спасение своим последователям. Приобщение людей к религиозным ценностям происходило и происходит не просто. Ведь свобода совести, закрепленная за каждым из нас Конституцией, дает нам право либо верить во что-то, либо не верить ни во что. На человека обрушивается свобода, как следствие которой - неграмотность в вопросах религии. Этим и воспользовались многие главы новоявленных религий.

    - Что вам известно о деятельности сект?

    Так неужели в данном случае государство делает ошибку и попирает конституционные права сектантов на свободу вероисповедания? Или оно должно оградить людей от этих религиозных образований, чтобы как раз сохранить право людей на здоровье и жизнь?

    (Мнения учащихся.)

    (Ученики должны подойти к выводу, что в Статье 3.2, рассмотренной ранее, не напрасно присутствует важнейшая оговорка: "…только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства…")

    Как мы уже убедились, религия - это мировоззрение. То есть, способ понимания, восприятия, осмысления окружающего мира. В том числе, и через изобразительное искусство. Произведения искусства, которые создаются верующими людьми, образуют религиозное искусство. В самом религиозном искусстве выделяются особые стили религиозных конфессий - православное искусство, исламское, буддийское искусство. Иногда мировоззрения тесно и причудливо переплетаются в этих произведениях, порой находятся "в себе". Но для понимания религиозного искусства важно знание хотя бы основных черт той или иной религии. В противном случае, нам не понять, что хотел сказать, скажем, китайский художник, изображая на чистом листе бумаги одинокого соловья… Так же, как мусульманскому художнику трудно постигнуть православные иконографические каноны.

    В самой религиозной культуре можно выделить слои. Прочитайте об этом в учебнике Обществознания, в §54, пункт "Религиозная культура" и попробуйте назвать известные вам произведения религиозного искусства, относящиеся к каждому слою.

    (Для облегчения задачи я предложила следующую схему.)

    Религиозное искусство

    (На этом этапе важно, по моему мнению, привлекать личный опыт и знания учащихся. Затем добавляю свои примеры, иллюстрируя их репродукциями.)

    Икона есть видимый образ невидимого".
    Иоанн Дамаскин.

    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    " (Предлагаю учащимся написать 4-6 предложений, которые, по их мнению, являются выводами к теме урока.)

  • С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?
  • Имеет ли государство моральное право вмешиваться в вопросы веры и в какой степени?
  • Сталкивались ли вы в своем личном опыте с религиозным неприятием или непониманием?
  • Как вы думаете, что является первичным определением, "религиозный культ" или "религиозная культура"?
  • (Выставляются оценки за работу на уроке.)

    IV. Домашнее задание.

  • Выучить параграф учебника, ответить на вопросы к параграфу.
  • Выписать в тетрадь еще по3-4 примера художественных религиозных произведения, относящихся к каждому слою религиозного искусства.
  • (Индивидуальное задание для "сильных" учащихся.) Подготовьте развернутый и обоснованный ответ на вопрос: - Согласны ли вы с утверждением, что религия - удел слабых?


  • (В конце урока звучит песня "Город золотой" в исполнении Б. Гребенщикова.)

    Урок разработан и проведен учителем: Штулберг Н.В.

    Технический координатор - Штулберг Райво
    sht-rajvo@yandex.ru
    Весь представленный здесь материал является интеллектуальной собственностью автора. Копирование и цитирование материала разрешается только с прямой активной ссылкой на ресурс и явным указанием авторства   ©Штулберг Н.В.
    Место для вашей кнопки ПК ностальгия DOOM ностальгия Литературное ДАО Сайт мышонка
    Сайт Тианы
    Hosted by uCoz